Сохранение традиционной культуры Беларуси на примере деятельности Музейного комплекса старинных народных ремёсел и технологий «Дудутки».
Музеи под открытым небом – наиболее любимый вид музеев у посетителей. Часто гости воспринимают их в большей мере как рекреационную сферу, сферу отдыха. Сегодня подобные музеи являются неотъемлемой частью индустрии туризма. В мире существует необъятное множество музеев под открытым небом, различных по концепции, экспонируемым предметам, территориям, формам работы и т.д. Музеи этнографического профиля часто называют «Скансенами», что не всегда верно.
Музейный комплекс «Дудутки» представляет собой пример усадьбы 2 половины 19 века. Рядом с местом расположения современного музея ранее находилась усадьба известного и знаменитого не только в Беларуси дворянского рода Ельских. [4, с. 122] Деревня Дудичи, которая находится в 2-х километрах от музейного комплекса, являлась их родовым гнездом и центром ремесленного производства данного региона. Ещё в середине 18 века Станислав Ельский пригласил и поселил в Дудичах двадцать немецких ремесленников, которые обучали местных жителей своим умениям. Так рождалась местная школа ремёсел. [4, с. 124] Жители местечка обеспечивали продукцией не только себя, дворянскую усадьбу, но и вопреки королевскому запрету, проводили ярмарки каждый месяц вместо разрешённых 3-х ярмарок в год. К 1800 году усадьба включала, помимо ремесленных мастерских и усадебного дома, деревянную церковь, мельницу, три корчмы, сад, оранжерею, небольшой кожевенный завод. [4, с. 122] В таких усадьбах практически всё необходимое создавалось в самой усадьбе, излишки продавались, технические новшества заказывались из-за рубежа. На основе сохранившихся данных, создатели музея попытались восстановить подобное закрытое хозяйство. Инициатором создания музея стал талантливый журналист, публицист, предприниматель Евгений Будинас. Не являясь профессиональным музееведом, он решил использовать богатую историю данного региона. [2, с. 46] Начало музея было положено созданием подсобного хозяйства, конюшни. Затем заработала ветряная мельница, стали открываться ремесленные мастерские. Сегодня посетители музея становятся гостями, которых знакомят с владениями усадьбы и укладом жизни 2 половины 19 века.
При каждом усадебном доме находились: бровар (место для производства спиртных напитков), сыроварня, мельница, конюшня, ферма, кузница, гончарная мастерская, мастерская обработки дерева, хлебопекарня, церковь и воскресная школа при ней. На сегодня наш музей пытается восстановить подобие такого закрытого хозяйства. Народные ремёсла и технологии – неотъемлемый элемент традиционной культуры. Археологи могут относить археологическую находку к той или иной этнической группе, ориентируясь по виду нанесённого орнамента, химическому составу материала, форме, методам обработке и т.д. У многих народов есть гончарное производство, обработка металлов, различные виды плетения. Однако мы всегда сможем отличить керамическую посуду Алжира от посуды народов Поволжья; ёмкости народов северной Америки, сплетённые из соломы, от соломенных белорусских шиянов. Традиционные ремёсла есть то, что наши народы объединяет, но это и то, что позволит выделить различие культур. Через народные ремёсла транслируются наиболее тонкие черты народной самобытности. Правила заготовки материала, создание оригинальных инструментов, различие технологий, форм, цветов – уникальное культурное наследие, которое передаётся из поколения в поколение. Всё, что окружало наших предков, было создано руками, при помощи технологий и каких-либо правил, и есть ремесленная традиция. Кроме того, невозможно рассказывать о традиционном быте наших предков, не касаясь ремёсел. Технологии являются неотъемлемой частью национальной культуры. Демонстрация народных ремёсел – один из самых элементарных видов анимации, используемой в этнографических музеях. [10, с. 40] Внимание посетителя всегда привлекает движение. Трансляция традиционных ремёсел не останавливается исключительно на демонстрации умений мастеров. В музее каждый желающий может «прикоснуться к истории», например, принимая участие в мастер-классах.
В процессе работы с посетителем мы стараемся максимально уменьшить расстояние между ним и экспонатом. Типовые музейные предметы активно используются в работе с посетителями. Другими словами, можно брать в руки экспонаты заходить в мастерские, во время работы мастеров. Подобный метод уже не раз доказал свою эффективность. Это был один из основных принципов организации музея «Дудутки». [2. с 24] Ведь человеку очень важно ощутить структуру льняной ткани, твёрдость железа, мягкость глины, тепло от печи. Прикосновение отвечает за яркость восприятия и помогает сформировать чёткие образы, что очень важно при изучении народной культуры. С целью активизации восприятия информации, в процессе формирования экспозиций и проведения экскурсии используются различные современные методы работы с посетителями. В частности это интерактивная форма работы и анимация. [8, с.74 ] Народные ремёсла всегда были наиболее интересной частью традиционной культуры для посетителей. Технологии являются неотъемлемой частью национальной культуры. Демонстрация технологий – интерактивный элемент экскурсии, который вызывает большой интерес у посетителей.
Принцип интерактивности часто применяется в музеях Франции, Швеции, Дании, Венгрии, Польши, Кореи, в экспозициях живых исторических ферм Великобритании. Так, в музее декоративно-прикладного искусства во Франции была воссоздана улица Парижа середины XIX века с кафе, ателье, магазинами и т.п., куда могли зайти посетители и почувствовать аромат ушедшей эпохи. А в Канаде, в провинции Атланта украинские переселенцы создали деревню-музей Украинского сельского быта со всеми атрибутами народной культуры рубежа веков: жилыми домами, хозяйственными постройками, пасеками и т.п. – и также «анимировали» этот музей (в кузнице работает кузнец, на почте – телеграфист и т.д.). [8, с. 89] Основная цель анимационного метода – не просто предъявить посетителю музея предметный мир прошлого, но и показать взаимодействие человека с этим миром. В «Дудутках» активно внедрён подобный элемент демонстрации и интерактивной работы с посетителем. Каждый гость имеет возможность поработать в кузнице, за ткацким станком, за гончарным кругом и т.д. Таким образом, народные ремёсла оживают не только в руках умелых мастеров, но и экскурсанта, который из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса познания. А так как речь идёт именно о народном ремесле, человек ощущает себя частью своей истории. Это помогает закрепить впечатление, а вместе с этим – информацию, которая представлена в экспозиции.
Кроме того, музей производит продукты питания, характерные для середины 19 века. Гости музея имеют возможность угоститься «панским» самогоном с непривычной закуской, хлебом собственного производства, традиционными белорусскими сырами (также производятся в музее), домашним маслом, солёной капустой, салом, и картошкой «мундирах». Это позволяет создать нужную атмосферу и помочь человеку воспринимать информацию. Постоянное переключение внимания и видов активности не позволяют утомить экскурсанта, а наоборот вызывают приятные эмоции, что положительно отражается на общем впечатлении от экскурсии. Именно так «Дудутках» организовано знакомство с традиционными промыслами (хлебопечение, сыроварении, самогоноварение). Угощение в ходе экскурсии этими самыми домашними продуктами также является демонстрацией национальной культуры. Кроме того, в экскурсию включено посещение фермы и катание на лошадях.
Также деятельность музея, направленная на сохранение традиционной культуры, связана с организацией исторических реконструкций. У посетителей появляется возможность увидеть своими глазами важные события истории Беларуси. Как правило, это массовые фестивали, где представлены аутентичные костюмы, танцы, музыка. Непосредственно реконструкция битв, бугурты, турниры лучников - захватывающее зрелище, которое помогает любому посетителю представить события той или иной культуры (в данном случае - культуры рыцарей). Примеров является ежегодный международный фестиваль «Наш Грюнвальд», который напоминает о событиях 1410 года, показывая фрагменты битвы объединенными войсками ВКЛ и Речи Посполитой против Тевтонского Ордена. Фестиваль является международным, так как собирает участников и гостей из разных стран. Международное сотрудничество также позволяет сохранять и популяризировать традиционную культуру.
Задачи приобщения широкой публики к восприятию музейной информации, внедрение новых форм и методов работы с аудиторией, содействие осознанию во всех слоях общества значимости историко-культурного наследия и необходимости его бережного сохранения обусловили появление комплексных музейных проектов и специальных программ. Так «Дудутки» проводят мастер-классы по народным ремёслам. В ходе мастер класса, под руководством опытного ремесленника, гости работают за гончарным кругом или на кузнечной наковальне. Готовое изделие автор забирает с собой в качестве памятного подарка. Таким образом, человек воспринимает народную культуру на доступном для понимания уровне. Он является активным создателем, или звеном в цепи трансляции информации о традиционной культуре своего народа. Учитывается и возраст публики. Так, для детей был разработан игровой проект, который увлекает детей в путешествие по музею народной культуры. Детям предлагается «Путешествие с котом Лявоном» по мастерским и мельнице. Раздаточный материал представлен красочной картой мастерских музея, где этот самый кот задаёт вопросы по ремёслам и предлагает варианты ответа. Опыт показывает, что ребёнок гораздо меньше отвлекается, лучше усваивает информацию, выполняя простые задания и после экскурсии способен восстановить в памяти полученные знания.
Сохранение традиционной культуры является важной задачей музеев каждой страны. Именно они отвечают за сбор, хранение и передачу артефактов и знаний последующим поколениям. [6, с. 238] А учитывая современные тенденции развития общества, необходим поиск новых форм подачи материала и способов закрепления полученной информации у широко круга целевой аудитории. Музейный комплекс «Дудутки», являясь музеем под открытым небом, занимается сохранением традиционной культуры Беларуси. Наряду с классическими методами организации экспозиции и экскурсии, активно внедряются новые формы работы с экскурсантами и посетителями.
Таким образом, в процессе экскурсии задействуются все 5 биологических каналов информации (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание). [3, с. 69] Человек во время экскурсии не только смотрит на экспонат и слушает рассказ о нём, но также может взять его в руки или даже поучаствовать в технологическом процессе, связанным с ним. Во время экскурсии посетители посещают самогонный аппарат, хлебопекарню, сыроварню, ферму, имеют возможность не только почувствовать запах, но и попробовать производимые там продукты.
Всё это и обеспечивает надёжное сохранение традиционной культуры, её развитие и популяризацию.
Список изпользованной литературы:
1. Аляксандр Ельскі. – Мн., 2004 (Сб. Науч.тр.)
2. Будинас Е. Дураки. История болезни. – М.,2001
3. Волькович А.Ю. Модель музейной коммуникации в концепции зарубежных музееведов.//Музей в современной культуре. - Спб,1997
4. Дзеля блізкіх і прышласці. – Мн., 1999 ( Мат. Міжнар. Канферэнцыі “Універсітэты Ельскіх”)
5. Культурно-образовательная деятельность / Музейное дело России. М., 2003
6. Музееведение. На пути к музею XXI века: музейная экспозиция. М., 1996
7. Музей будущего: Информационный менеджмент. М., 2001
8. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. - М.,1989 (Сб.науч.тр.НИИ культуры)
9. "Словарь актуальных музейных терминов". Опубликован в журнале "Музей", 5/2009
10. Современные тенденции развития музейной коммуникации в капиталистических странах: теория и практика. - М.,1986. (Сер. "Музейное дело и охрана памятников". Обзорная информация. Вып.1. /ГБЛ, Информкультура)
Музейный комплекс «Дудутки» представляет собой пример усадьбы 2 половины 19 века. Рядом с местом расположения современного музея ранее находилась усадьба известного и знаменитого не только в Беларуси дворянского рода Ельских. [4, с. 122] Деревня Дудичи, которая находится в 2-х километрах от музейного комплекса, являлась их родовым гнездом и центром ремесленного производства данного региона. Ещё в середине 18 века Станислав Ельский пригласил и поселил в Дудичах двадцать немецких ремесленников, которые обучали местных жителей своим умениям. Так рождалась местная школа ремёсел. [4, с. 124] Жители местечка обеспечивали продукцией не только себя, дворянскую усадьбу, но и вопреки королевскому запрету, проводили ярмарки каждый месяц вместо разрешённых 3-х ярмарок в год. К 1800 году усадьба включала, помимо ремесленных мастерских и усадебного дома, деревянную церковь, мельницу, три корчмы, сад, оранжерею, небольшой кожевенный завод. [4, с. 122] В таких усадьбах практически всё необходимое создавалось в самой усадьбе, излишки продавались, технические новшества заказывались из-за рубежа. На основе сохранившихся данных, создатели музея попытались восстановить подобное закрытое хозяйство. Инициатором создания музея стал талантливый журналист, публицист, предприниматель Евгений Будинас. Не являясь профессиональным музееведом, он решил использовать богатую историю данного региона. [2, с. 46] Начало музея было положено созданием подсобного хозяйства, конюшни. Затем заработала ветряная мельница, стали открываться ремесленные мастерские. Сегодня посетители музея становятся гостями, которых знакомят с владениями усадьбы и укладом жизни 2 половины 19 века.
При каждом усадебном доме находились: бровар (место для производства спиртных напитков), сыроварня, мельница, конюшня, ферма, кузница, гончарная мастерская, мастерская обработки дерева, хлебопекарня, церковь и воскресная школа при ней. На сегодня наш музей пытается восстановить подобие такого закрытого хозяйства. Народные ремёсла и технологии – неотъемлемый элемент традиционной культуры. Археологи могут относить археологическую находку к той или иной этнической группе, ориентируясь по виду нанесённого орнамента, химическому составу материала, форме, методам обработке и т.д. У многих народов есть гончарное производство, обработка металлов, различные виды плетения. Однако мы всегда сможем отличить керамическую посуду Алжира от посуды народов Поволжья; ёмкости народов северной Америки, сплетённые из соломы, от соломенных белорусских шиянов. Традиционные ремёсла есть то, что наши народы объединяет, но это и то, что позволит выделить различие культур. Через народные ремёсла транслируются наиболее тонкие черты народной самобытности. Правила заготовки материала, создание оригинальных инструментов, различие технологий, форм, цветов – уникальное культурное наследие, которое передаётся из поколения в поколение. Всё, что окружало наших предков, было создано руками, при помощи технологий и каких-либо правил, и есть ремесленная традиция. Кроме того, невозможно рассказывать о традиционном быте наших предков, не касаясь ремёсел. Технологии являются неотъемлемой частью национальной культуры. Демонстрация народных ремёсел – один из самых элементарных видов анимации, используемой в этнографических музеях. [10, с. 40] Внимание посетителя всегда привлекает движение. Трансляция традиционных ремёсел не останавливается исключительно на демонстрации умений мастеров. В музее каждый желающий может «прикоснуться к истории», например, принимая участие в мастер-классах.
В процессе работы с посетителем мы стараемся максимально уменьшить расстояние между ним и экспонатом. Типовые музейные предметы активно используются в работе с посетителями. Другими словами, можно брать в руки экспонаты заходить в мастерские, во время работы мастеров. Подобный метод уже не раз доказал свою эффективность. Это был один из основных принципов организации музея «Дудутки». [2. с 24] Ведь человеку очень важно ощутить структуру льняной ткани, твёрдость железа, мягкость глины, тепло от печи. Прикосновение отвечает за яркость восприятия и помогает сформировать чёткие образы, что очень важно при изучении народной культуры. С целью активизации восприятия информации, в процессе формирования экспозиций и проведения экскурсии используются различные современные методы работы с посетителями. В частности это интерактивная форма работы и анимация. [8, с.74 ] Народные ремёсла всегда были наиболее интересной частью традиционной культуры для посетителей. Технологии являются неотъемлемой частью национальной культуры. Демонстрация технологий – интерактивный элемент экскурсии, который вызывает большой интерес у посетителей.
Принцип интерактивности часто применяется в музеях Франции, Швеции, Дании, Венгрии, Польши, Кореи, в экспозициях живых исторических ферм Великобритании. Так, в музее декоративно-прикладного искусства во Франции была воссоздана улица Парижа середины XIX века с кафе, ателье, магазинами и т.п., куда могли зайти посетители и почувствовать аромат ушедшей эпохи. А в Канаде, в провинции Атланта украинские переселенцы создали деревню-музей Украинского сельского быта со всеми атрибутами народной культуры рубежа веков: жилыми домами, хозяйственными постройками, пасеками и т.п. – и также «анимировали» этот музей (в кузнице работает кузнец, на почте – телеграфист и т.д.). [8, с. 89] Основная цель анимационного метода – не просто предъявить посетителю музея предметный мир прошлого, но и показать взаимодействие человека с этим миром. В «Дудутках» активно внедрён подобный элемент демонстрации и интерактивной работы с посетителем. Каждый гость имеет возможность поработать в кузнице, за ткацким станком, за гончарным кругом и т.д. Таким образом, народные ремёсла оживают не только в руках умелых мастеров, но и экскурсанта, который из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса познания. А так как речь идёт именно о народном ремесле, человек ощущает себя частью своей истории. Это помогает закрепить впечатление, а вместе с этим – информацию, которая представлена в экспозиции.
Кроме того, музей производит продукты питания, характерные для середины 19 века. Гости музея имеют возможность угоститься «панским» самогоном с непривычной закуской, хлебом собственного производства, традиционными белорусскими сырами (также производятся в музее), домашним маслом, солёной капустой, салом, и картошкой «мундирах». Это позволяет создать нужную атмосферу и помочь человеку воспринимать информацию. Постоянное переключение внимания и видов активности не позволяют утомить экскурсанта, а наоборот вызывают приятные эмоции, что положительно отражается на общем впечатлении от экскурсии. Именно так «Дудутках» организовано знакомство с традиционными промыслами (хлебопечение, сыроварении, самогоноварение). Угощение в ходе экскурсии этими самыми домашними продуктами также является демонстрацией национальной культуры. Кроме того, в экскурсию включено посещение фермы и катание на лошадях.
Также деятельность музея, направленная на сохранение традиционной культуры, связана с организацией исторических реконструкций. У посетителей появляется возможность увидеть своими глазами важные события истории Беларуси. Как правило, это массовые фестивали, где представлены аутентичные костюмы, танцы, музыка. Непосредственно реконструкция битв, бугурты, турниры лучников - захватывающее зрелище, которое помогает любому посетителю представить события той или иной культуры (в данном случае - культуры рыцарей). Примеров является ежегодный международный фестиваль «Наш Грюнвальд», который напоминает о событиях 1410 года, показывая фрагменты битвы объединенными войсками ВКЛ и Речи Посполитой против Тевтонского Ордена. Фестиваль является международным, так как собирает участников и гостей из разных стран. Международное сотрудничество также позволяет сохранять и популяризировать традиционную культуру.
Задачи приобщения широкой публики к восприятию музейной информации, внедрение новых форм и методов работы с аудиторией, содействие осознанию во всех слоях общества значимости историко-культурного наследия и необходимости его бережного сохранения обусловили появление комплексных музейных проектов и специальных программ. Так «Дудутки» проводят мастер-классы по народным ремёслам. В ходе мастер класса, под руководством опытного ремесленника, гости работают за гончарным кругом или на кузнечной наковальне. Готовое изделие автор забирает с собой в качестве памятного подарка. Таким образом, человек воспринимает народную культуру на доступном для понимания уровне. Он является активным создателем, или звеном в цепи трансляции информации о традиционной культуре своего народа. Учитывается и возраст публики. Так, для детей был разработан игровой проект, который увлекает детей в путешествие по музею народной культуры. Детям предлагается «Путешествие с котом Лявоном» по мастерским и мельнице. Раздаточный материал представлен красочной картой мастерских музея, где этот самый кот задаёт вопросы по ремёслам и предлагает варианты ответа. Опыт показывает, что ребёнок гораздо меньше отвлекается, лучше усваивает информацию, выполняя простые задания и после экскурсии способен восстановить в памяти полученные знания.
Сохранение традиционной культуры является важной задачей музеев каждой страны. Именно они отвечают за сбор, хранение и передачу артефактов и знаний последующим поколениям. [6, с. 238] А учитывая современные тенденции развития общества, необходим поиск новых форм подачи материала и способов закрепления полученной информации у широко круга целевой аудитории. Музейный комплекс «Дудутки», являясь музеем под открытым небом, занимается сохранением традиционной культуры Беларуси. Наряду с классическими методами организации экспозиции и экскурсии, активно внедряются новые формы работы с экскурсантами и посетителями.
Таким образом, в процессе экскурсии задействуются все 5 биологических каналов информации (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание). [3, с. 69] Человек во время экскурсии не только смотрит на экспонат и слушает рассказ о нём, но также может взять его в руки или даже поучаствовать в технологическом процессе, связанным с ним. Во время экскурсии посетители посещают самогонный аппарат, хлебопекарню, сыроварню, ферму, имеют возможность не только почувствовать запах, но и попробовать производимые там продукты.
Всё это и обеспечивает надёжное сохранение традиционной культуры, её развитие и популяризацию.
Список изпользованной литературы:
1. Аляксандр Ельскі. – Мн., 2004 (Сб. Науч.тр.)
2. Будинас Е. Дураки. История болезни. – М.,2001
3. Волькович А.Ю. Модель музейной коммуникации в концепции зарубежных музееведов.//Музей в современной культуре. - Спб,1997
4. Дзеля блізкіх і прышласці. – Мн., 1999 ( Мат. Міжнар. Канферэнцыі “Універсітэты Ельскіх”)
5. Культурно-образовательная деятельность / Музейное дело России. М., 2003
6. Музееведение. На пути к музею XXI века: музейная экспозиция. М., 1996
7. Музей будущего: Информационный менеджмент. М., 2001
8. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. - М.,1989 (Сб.науч.тр.НИИ культуры)
9. "Словарь актуальных музейных терминов". Опубликован в журнале "Музей", 5/2009
10. Современные тенденции развития музейной коммуникации в капиталистических странах: теория и практика. - М.,1986. (Сер. "Музейное дело и охрана памятников". Обзорная информация. Вып.1. /ГБЛ, Информкультура)
+ 375(1713) 2-11-77
тел./факс |
+ 375 29 602-52-50
|
+ 375(1713) 3-07-47
тел./факс |
+ 375 29 603-52-50
|
Скачать реквизиты | info@dudutki.by |
Приглашаем к нам
Среда-воскресенье |
|
Пн-вт: выходные дни
Ср-Пт,Вс: с 10:00 до 18:00 (вход до 17.00) Сб: с 10:00 до 19:00 (вход до 18.00)
Вход в музей с собаками запрещен!
|