Гончарная мастерская

Истоки ремесла
Гончарство известно в Беларуси еще со времен неолита, т.е. порядка 10 000 лет до н.э. Само название ремесла происходит от слова «горн» («горан», «гарно»), означавшего печь для обжига. Изначально изделия лепили вручную без последующей термической обработки. Постепенно основным компонентом формовочной массы стала глина, в которую для увеличения прочности добавляли сухую траву, лубяные волокна, толченые раковины, песок. Как самостоятельное ремесло гончарство существует в Беларуси с X в., когда появляются первые гончарные круги. 

О профессионализме белорусских гончаров свидетельствует тот факт, что на протяжении многих столетий их изделия массово вывозились на продажу за границу. В 17 веке наши мастера были приглашены в Московское государство и принимали участие в отделке Покровского собора в Измайлове, надвратной церкви Андреевского монастыря, Теремного дворца и церкви Спаса в Московском Кремле.

Заготовка глины
Глина - основное сырье в гончарном деле. В Беларуси выявлено около 400 месторождений глины. В старину сырье добывали открытым способом, при помощи лопаты в глинищах, расположенных по берегам водоемов, на склонах возвышенностей, как правило, на расстоянии не более 2-4 км от места, где была расположена гончарная мастерская. Добытый материал свозили на двор и складывали кучей ("гурбай", "грудай") прямо на землю или в сооружённое из жердей хранилище под открытым небом. После этого сырье заливали водой и оставляли киснуть и перемерзать до весны или даже следующей осени. Затем глину заносили в помещение и укладывали в специально отведенном месте, именовавшемся "глiннiк", "катух" или "коцак".
Добавляли воду и отощающий компонент дресву (пережженные и перемолотые камни) или песок. Эти компоненты повышали огнеупорность глины, делали ее менее "жирной". Затем ее начинали месить, разминать ногами, руками и разнообразными приспособлениями (долбни, струги, толкачи). Глина считалась готовой к работе, когда превращалась в однородное тесто, щелкавшее под ногами.

gonch1.jpgФормовка глиняной посуды
Мастер помещает в центр вращающегося гончарного круга ком глины, смачивает руки водой и точно центрирует заготовку, поскольку даже небольшое боковое биение способно разрушить будущий сосуд. Далее в середине глиняной заготовки нажатием больших пальцев делается углубление-прокол и формируется донышко .
На следующем этапе заготовка вытягивается в цилиндр нужной высоты. Работают, как правило, обеими руками - одна внутри, другая снаружи. Руки, между которыми находится стенка цилиндра, перемещаются от дна вверх. При этом мастер добивается одновременно как увеличения высоты цилиндра, так и постепенного утончения его стенок. Традиционно толщина стенок для бытовой посуды составляет около 5 миллиметров. В процессе формовки руки необходимо постоянно смачивать водой, чтобы они хорошо скользили по глине.
Из полученного цилиндра формуется задуманный сосуд. Сначала уточняется форма основания, затем, мягко надавливая на стенки цилиндра с внутренней стороны, мастер расширяет центральную часть. Далее надавливанием с внешней стороны формируется плечо и шейка (горлышко). Завершают изготовление емкости формовкой слегка утолщенного венчика, завершающего изделие.
Все работы выполняются плавно и в несколько проходок, чем гарантируется достаточная крепость готовой посуды.

Сушка и обжиг
Сырую керамику сушат на протяжении 2-3 дней в мастерской (для этого сооружают под потолком дощатые полки), а летом в сухую погоду - на улице. В конце XIX века изделия из глины обжигали в обыкновенных домашних печах или специальных горнах разнообразной конструкции. Такой обжиг был трудоёмким и требовал высокого мастерства и сноровки. Значительная часть продукции нередко уходила в брак.

gonch2.jpgСпособы обработки керамики
Для придания обожженным изделиям особых свойств их подвергают дополнительной обработке. Традиционно наиболее распространенными были вощение, обвар, дымление и покрытие стеклянной глазурью.
Вощеная керамика в горячем состоянии покрывается слоем пчелиного воска. Воск закрывает поры, что делает такую посуду пригодной для длительного хранения самых различных жидкостей и продуктов.
Обварная ("рябая", "гартаваная") керамика в раскаленном состоянии погружается на короткое время в кислый раствор ржаной муки, что приводит к появлению неповторимого узора на поверхности и увеличению крепости. В старину такую керамику чаще всего использовали для приготовления пищи в печи.
Чернозадымленная керамика получается при создании в обжиговой печи дымной безвоздушной среды, приводящей к восстановлению железа и приданию керамике иссиня-черного цвета и особой прочности.
Глазурованная керамика производится путем покрытия поверхности уже обожженного изделия "палiвай" на основе кварцевого песка с последующим повторным обжигом, во время которого песок плавится до состояния стекла.



Получить справку или заказать экскурсию можно по контактным телефонам с 10-00 до 17-00
+ 375(1713) 2-11-77
тел./факс
+ 375 29 602-52-50
+ 375(1713) 3-07-47
тел./факс
+ 375 29 603-52-50
Скачать реквизиты info@dudutki.by

Приглашаем к нам
Среда-воскресенье
Пн-вт: выходные дни
Ср-Сб: с 10:00 до 18:00 (вход до 17.00)
Вс: с 10:00 до 18:00 (вход до 17.00)
Вход в музей с собаками запрещен!